Борис Колымагин
ГАРМОНИКА НЕБЕСНЫХ СФЕР
Генрих Сапгир. Лето с ангелами. М.: Новое литературное
обозрение, 2000
В книгу Генриха Сапгира "Лето с ангелами" вошли произведения
преимущественно последнего года жизни автора. Тут концептуальные
опусы и полистилистические компози-ции, сюрреальные короткие тексты
и метафизические проекты, неопровержимо свидетельствующие о неиссякаемой
творческой энергии поэта-лианозовца. "Лето с ангелами" напоминает
о раннем Сапгире: такой же лукавый юмор, такое же пристальное внимание
к жестам, деталям, пластичное движение на грани разных реальностей,
заинтересованное исследование границы художественного произведения.
Объективно сильная речь Сапгира вклю-чает в себя не только поэтическую
фразу, паузу, различные шрифты, визуальные ходы и по-лиграфические
пустоты, но и весь контекст, в котором рождается стихотворение.
Показательны в этом смысле циклы "Предшествие словом" и "Стихи с
предметами". Поэзия в них неотделима от работы с воображаемым или
вполне осязаемым предметом, от театраль-ного действа и карнавальной
ужимки. Так, например, фоном о стихотворения "Грецкий орех" служат
щипцы, которыми читающий то раскалывает, то не раскалывает орехи.
Такие тексты близки к тому, что назы-вается "смешанная техника",
образцы которой, к слову, обильно представлены в альманахе "Черновик".
Но есть в последней книге и сюжеты, которые, пожалуй,
мы не встретим у раннего Сапг-ра. Поэт, обыгрывая "гармонику небесных
сфер" (так названа одна из миниатюр), чувствует легкое дуновение
другой жизни, в которую не знает, то ли верить, то ли нет. "Ты слышишь
меня - там, Игорь?" - обращается он к ушедшему другу Игорю Холину.
Холин и Сапгир - классика советской русской литературы.
Опубликовано в "Литературной газете"
N 28-29 от 12-18.07.2000"
|
|