С сайта Центральной городской
детской библиотеки
(ЦСДШБ) г.Озерска
http://ch-lib.ozersk.ru
Генрих Вениаминович Сапгир
Первые творческие годы Г.В.Сапгира (1928-1999) пришлись
на время "оттепели". Как и для многих "неформальных" творцов, детская
литература стала для Сапгира едва ли не единственной возможностью
пробиться к читателю. Поэт признавался: "Никогда бы не догадался
писать для детей, если бы не выкручивали мне руки, не перекрывали
всякую возможность заработать на хлеб "взрослым" творчеством". По
словам писателя Ю. Коваля, "Сапгир и его товарищи... в те годы и
помыслить не могли о возможности издать свои "взрослые" стихи и
обратились вдруг разом к детской литературе. Так появился новый,
неожиданный приток свежих сил в литературу для маленьких, талантливый
приток, мощный - на волне 60-х годов, вернее, на ее откате".
В 1960 году в издательстве "Детский мир" вышел первый
сборник произведений Г.Сапгира для детей, под названием "Первое
знакомство". Следующая его книга, "Забавная азбука" (1963), - продолжение
традиции азбук Саши Черного и С. Маршака. Участвовал поэт в составлении
школьного "Букваря", который начиная с 1965 года регулярно переиздавался.
В 70-х годах выходили его детские книги "Четыре конверта", "Леса-чудеса",
"Красный шар". Сапгир печатался в западных журналах, в альманахах
"Аполлон-77" и "Метрополь". На родине "взрослая" поэзия Г. Сапгира
вышла из неизвестности только на рубеже 80-90-х годов (сборники
"Стихи-87", "Московские мифы", "Стена" - 1989; "Избранное" - 1993).
В 90-х годах Сапгир обратился к прозе (сборник "Человек
с золотыми подмышками"). Два его рассказа посвящены теме детства:
"Тимур и ее команда" и "Юные читатели" (1991). Это рассказы сугубо
взрослые: автор озабочен морально-психическим уродованием детей,
встретившихся со злым человеком или с дурной книгой. Жестокий реализм
рассказов свидетельствует о развитии в русской литературе тенденций,
заложенных романом английского писателя В. Голдинга "Повелитель
мух", и о полемике с литературой "гайдаровского" направления. Стихия
поэта Сапгира - тайны, речи, метаморфозы слов. Искусство для него
первично по отношению к действительности. Образ, как отблеск, возникает
и движется при малейшем повороте слова:
Сказала тетя: - Фи, футбол!
Сказала мама: - Фу, футбол!
Сестра сказала: - Ну, футбол...
А я ответил: - Во, футбол!
В стихах для взрослых поэт использует приемы модернистской
и постмодернистской поэтики (фиксация свободно звучащей речи, диалог
с чужим текстом, наполнение строгих жанров псалма, сонета, жития
непривычным содержанием, перекличка и развитие цитат и т.п.). В
стихах для детей модернизм проявляется в основном в сфере возможностей
самого слова, как оно воспринимается маленьким читателем. В своем
"Новом букваре" Сапгир отстаивает традиционную методику послогового
обучения чтению. Он составил столбцы слов, подобрав их так, что
буквы и звуки в словах перекликаются по вертикали, горизонтали и
диагонали, создавая графические и звукосмысловые соответствия, складываясь
в те или иные фразы. В сущности, эти столбцы - игра, начальные упражнения
в стихотворстве:
МА-МА
МА-ША
ШУ-РА
РА-МА
У-РА
ЛУ-НА
МА-ЛА
УМ-НА
УШ-ЛА
НА-ША
ША-РЫ
МЫ-ЛА
МА-МЫ
МЫ
УМ
Синтез графики и музыки слов порождает поэзию метафор,
уводящих читателя в глубинные лабиринты Слова. Например, стихотворение
"Игра", как и многие другие произведения из "Нового Букваря", построено
на игре букв, звуков, слов и явлений:
Музыкант играл на трубе.
Труба была похожа на улитку.
Улитка была похожа на домик.
Домик был похож на чашку, опрокинутую.
Чашка была похожа на чайник.
Чайник был похож на Ивана Ивановича.
Иван Иванович был музыкант и играл на трубе.
Культура такой поэтической игры восходит к средневековью,
когда книга была предметом культа, а слово - высшей самоценностью,
молитвой. Поэт восстанавливает первоначальный смысл букв русского
алфавита: "Я буквы знаю, говори: добро есть". Первая самостоятельно
прочитанная книга - Букварь - должна, по его мнению, на всю жизнь
оставлять у ребенка чувство священности Слова. Г.Сапгир написал
стихотворные азбуки - "Лесная азбука" и "Журавлиная книга", а также
считалки и скороговорки на разные буквы алфавита. Есть у него и
нотная азбука - "Сказка о лесной музыке". Многие его стихотворения
для детей - своеобразные упражнения по развитию речи:
Что за ЛИ?
Что за МОН?
В звуках нету смысла.
Но едва шепнут: ЛИ-МОН -
Сразу станет кисло.
Широкую известность обрели герои стихотворных сказок Сапгира
- Лошарик, Людоед и Принцесса, смеянцы из страны Хохотании. Всех
этих героев отличает принципиальная выдуманность: их существование
полностью зависит от игры воображения. Г.Сапгир переводил для детей
стихи еврейского поэта Овсея Дриза, англичанина А.Милна (сборник
"Мы с Винни-Пухом", 1994). Он - автор более двадцати пьес для детей;
многие из них поставлены в театрах нашей страны и за рубежом. Совместно
с С. Прокофьевой он написал пьесы "Кот в сапогах" и "Василиса Прекрасная",
долгое время державшиеся в репертуаре тюзов. Плодотворной была работа
Сапгира с замечательным сказочником Г. Цыферовым над сценариями
к мультфильмам "Лошарик", "Паровозик из Ромашкова", "Мой зеленый
крокодил", "Лягушонок ищет папу" (Цыферову поэт посвятил несколько
стихотворений).
Оригинал: http://ch-lib.ozersk.ru/projects/enc/iskus/litp15.html
|