М. Айзенберг, представляя читателю поэтический сборник "Лич-
ное дело №", заметил, что написать что-то о Л. Рубинштейне значит
"написать вместо него очередную его работу". О Г. Сапгире нельзя
ска- зать, что он "занимается литературоведением как личным творчеством"1,
но "обнажение приема", конструктивного принципа, скрытых семанти-
ческих пружин является существенным элементом его произведений.
Имплантирование в художественный текст элементов литературоведче-
ского анализа, критического разбора и вообще оценки со стороны
друго- го сознания в форме отзыва, мнения и т.п. - явление сегодня
весьма распространенное.
В. Курицын считает это характерным признаком постмодернист-
ского этапа культуры: она "оставила в покое уже отрефлексированный
мир" и "начала отражать самое себя". Однако, с нашей точки зрения,
это не означает, что реальный мир для постмодерниста "деактуализируется
и перестает существовать", просто необходимо спокойное исследование
конкретных проявлений "внутритекстовой рефлексии"2.
В творчестве Сапгира комментарий "от автора" и "не от автора",
акцентированное присутствие другого голоса (взгляда, оценки) выпол-
няют самые разные функции. Например, моделируют в рамках произве-
дения систему отношений, присущую литературному процессу в целом:
автор - критик - автор (текст - восприятие его чужим сознанием
- реакция автора). Ранний сборник "Голоса" (1958 - 1962) демонстрирует
это на уровне сюжета - в разработке темы "художник и мнение о
нем". В "Икаре" представление о скульптуре возникает из обрывков
расхожих фраз и реплик персонажей: натурщика, простого человека,
требующего прежде всего жизнеподобия ("Халтурщик! / У меня мускулатура,
/ А не части от мотора"); приятелей ("Банально"); женщин ("Гениально")3.
За- тем автор сам озвучивает этот гротеск ("гротески" - подзаголовок
сбор- ника "Голоса"), то наивно-трогательно, то иронически. В
"Поэте и му- зах" музы - одновременно "античный хор" и "Литобъединение".
Этой "компании" герой читает стихотворение "Завихрение", вполне
закончен- ное и самостоятельное, в котором оригинально подается
актуальная для конца 50-х - начала 60-х тема "людей-винтиков",
"завинчивания гаек": "Моя голова! / Не крутите слева направо!
/ Крац. / Крец. / Свинтил ее подлец! / Зараза! / Конец…"4 Открыто
выраженный протест поэта против " муз", требующих больше пафоса
и фальши, - важный мотивов, но не единственный: смысл возникает
из взаимодействия чужих оценок, мне- ния автора-персонажа и молчаливого
присутствия другого автора, пред- ставляющего целостную концепцию
произведения.
Конфликт художника с профанным восприятием искусства суще- ствовал
во все времена. Но именно в советскую эпоху ситуация стала ту-
пиковой: профанность утвердилась во всех сферах официального,
в том числе в массовом читательском восприятии (не потому ли в
составе "Литобъединения" есть муза кибернетики, муза космической
войны, но музы поэзии нет). И, поскольку требования, предъявляемые
к "правиль- ной" поэзии (плакатное жизнеподобие или зарифмованная
идеология), были известны, предопределены были и стандартные официальные
оценки поэзии "неправильной": "Напечатали в газете / О поэте.
/ Три миллиона прочитали эту / Клевету. / Незнакомцы, / Незнакомки
/ Шлют поэту: / анонимки: / - спекулянт! / - Бандит! / - Убийца!
/ - Печать не может ошибиться! / - А еще интеллигент…"5 Нормальная
ли- тературная полемика была невозможна, и ненормальность ситуации
пре- одолевалась в рамках поэтического текста. По Сапгиру, мертвенная
ре- альность шаблонов и штампов противостоит не только художественному
сознанию, но и самой жизни: "Поутру / По росе / Идет бандит и
спеку- лянт: / Каждая росинка - чистый бриллиант! / Хорошо убийце
/ На зе- леном лугу! / В солнце лес дымится / На другом берегу.
/ Посвистывает птица - / Газеты не боится!"6 Дж. Янечек, полемизируя
с М. Эпштей- ном, считает бесспорным ироническое отношение московских
концеп- туалистов (Пригов, Рубинштейн, Некрасов) к своему строительному
ма- териалу - "шаблонам и пошлым стереотипам повседневной речи
и про- паганды"7. У Сапгира первоначальный критический отзыв,
окрашенный авторской иронией, начинает выполнять провокативную
функцию: он провоцирует читателя заглянуть за картонку трафарета,
заставляет идти дальше, к подлинному художественному смыслу.
В качестве шаблона, задающего некую установку, тоже в какой-
то степени ограниченную, может выступать и литературоведческая
категория - правда, здесь отношения не столь однозначны. Удивительно,
но факт: поэт, близкий по формальным признакам стиха скорее к
авангарду, чем к классике, большое внимание уделяет жанровым обозначениям,
иногда весьма своеобразным. Чем менее традиционен термин, тем
в большей степени он является авторской подсказкой, ключом к прочтению:
"калейдоскоп" - не дефиниция жанра, зато очень точная характеристика
композиционного принципа. Особую роль играют жанровые определения,
взятые из других видов искусств: "Современный лубок", "Этюды",
"Подмосковный пейзаж с куклой", "Портрет Анны Карениной (с усиками)",
"Наглядная агитация (на мотив рисунка В. Сысоева)", "Орнамент",
"Фокусы с разоблачением"; указанием на телевизионные жанры можно
считать название "На экране TV". Во-первых, очевидна ориентация
на визуальное восприятие образа, на зрелищные, в частности сценические,
искусства. В стихах нужно не рассуждать, не рассказывать, а показывать
- этому, по словам Сапгира, его научил Е. Л. Кропивницкий8. И
если позднее поэт все-таки придет к "Рассказам в прозе и стихах",
то и там доминировать будет не повествование, а чередование картин,
реальных и воображаемых. Во-вторых, подзаголовки сборников ("гротеск",
"метаморфозы") и названия ("Радиобред", "Опечатка (калейдоскоп)",
"Сон", "Сон наяву") в совокупности воспринимаются в качестве стилеобразующего
принципа. С одной стороны, это отражение нашего бытового и исторического
абсурда, мира, где "наоборотная" логика стала нормой, с другой
- проявление особого внимания автора к виртуальной реальности,
"готовности смешивать ми- ры", его страсти к "ментальным путешествиям",
к "нырянию из жизни в жизнь".
Если термин берется в своем точном значении, то именно в области
жанра развиваются сложные взаимоотношения классического и авангардного
начал. Традиционные элегические темы, интонации (сборник "Элегии",
1967 - 1970) сочетаются со свободным стихом, ритмические единицы
которого отделяются лишь паузами-тире; "Стансы", напротив, достаточно
традиционны по строфике и ритмике, но состоят из фрагментов слов,
как и вся книга "Дети в саду" (1988). Здесь индивидуально-авторское
соотносится с жанровыми установками по принципу дополнительности,
в других случаях авторская трактовка взаимодействует с акцентированной
категорией жанра конфликтно, противореча заданной форме и сопутствующей
ей семантике (книга "Псалмы", 1965 - 1966).
Ю. Орлицкий называет Сапгира "самым "прилежным" учеником в поэтическом
классе Евгения Кропивницкого": вероятно, умение вести "диалог
с традицией сонетной формы"9 Сапгир освоил именно там. Eeanne?aneay
oi?ia a "Сонетах на рубашках" - своего рода провокация: читатель
ожидает не только строгой строфики, изящной рифмовки, но и соответствующей
им высокой топики. Однако именно здесь возникает приапическая
тема, а "Сонет Петрарки" завершается довольно редким у Сапгира
употреблением нецензурной лексики. В "Сонете-статье" отсут- ствие
метра, полное несовпадение ритмических и лексических единиц ставит
под сомнение существование смысла в исходном "правильном" тексте.
Резко нарушая читательские ожидания, поэт придает динамич- ность,
"живость" привычной литературной форме.
Не менее сложно взаимодействует авторское слово с романтиче-
ским каноном в "Этюдах в манере Огарева и Полонского". Как в конце
ХХ века выразить "Я вас любил…", "Я встретил вас…"? Наверное,
так: "высоко над помойкой синеет небесный квадрат / к нам благосклонно
высокое Око Его; / крыши и окна колодцем - и там на самом дне
/ два белых червяка - Единое Существо"10. Или… в манере Огарева
и Полон- ского, позволяющей быть романтичным и возвышенным, не
впадая в ба- нальность и не опасаясь упреков в допотопности. Ссылка
на чужую "манеру" - своего рода кавычки, без которых авторскому
голосу как бы неловко звучать "так искренно, так нежно". При обращении
к социаль- ной тематике здесь даже возникает эффект своего рода
"сплошности" времени: "Обыск был у Турсиных - все ли цело? / Все
сидят наперечет люди дела"; "Прочли письмо узнали росчерк / Вот
кто иуда, кто донос- чик!"11. Чье это время? Полонского? Огарева?
Сапгира?
Авторское слово может устремляться на периферию текста, как
бы заключая само себя в скобки. В "Сонете-венке" лишь первая фраза
дана от автора, затем идут надписи на траурных лентах; каждая
- концепт, претендующий на завершенное знание о человеке: "От
неизвестной - НАКОНЕЦ-то ТЛЕН ТЫ!" / "ПРИЯТЕЛЮ - от Робинзона
Крузо" / "ЕВРЕЮ - от Советского Союза" / "ЗАЧЕМ ТЫ НЕ УЕХАЛ? -
диссиденты". Смысл рождается из авторского взаимодействия с этими
схемами: молчаливого - внутри текста, открытого - в околотекстовом
пространстве, в эпиграфе ("Алеше Паустовскому, трагически погибшему
- попросившему перед смертью в подарок этот сонет") и сноске ("Подарок
за подарок - ответный дар Алеши был рисунок - заброшенное кладбище
в пустыне"). В сноску к сонету "Будда" уходит воспоминание об
отце, в подстрочное примечание к сонету "Бесстрашная" - об умерших
друзьях: "Эльская и Циферов, мои милые Надя и Геннадий, - их могилы
почти рядом на Ваганьковском"12. М. Айзенберг заметил, что у авторов,
пришедших в поэзию "после концептуализма", "лирическое высказывание
ищет какой- то защиты"13. Конечно, Сапгир не заложник "концептуальной
линии", но в "Этюдах в манере Огарева и Полонского", несомненно,
роль "защиты" лирического слова играют отсылки к русским и немецким
ро- мантикам.
В околотекстовых и внутритекстовых комментариях, становящихся
элементами художественного целого, проявляются типичные черты
постмодернистской эстетики. Диалог цитат, разных языков культуры
и обнажение приема ярко представлены в "Псалмах", где слово Библии
и голоса человеческие (один из которых - авторский) организованы
по принципу контрастной полифонии. "Псалом 150": "1. Хвалите Господа
на тимпанах / на барабанах / … … … (три гулких удара) / 2. Хвалите
Его в компаниях пьяных / … … … … … (выругаться матерно)". Строка
собственно текста чередуется со строкой-указанием на долженствующий
здесь быть текст. Мы видим конструктивный принцип вместо текста,
точнее, конструктивный принцип, ставший текстом. Строки второго
ряда напоминают авторские ремарки в драматических произведениях,
предпи- сывающие актеру определенные жесты, действия, паузы и
интонации: "Молча ликуя / … … … … … (молчание)"; "Аллилуйя! /
(12 раз на все лады)"14. Автор "провоцирует читателя на непосредственное
участие в им- провизированной молитве"15, отношения их подчеркнуто
эксплицируют- ся.
Данный прием у Сапгира и соотнесен с общими принципами ви- дения
и изображения мира, и достаточно локален. В одном из "Москов-
ских мифов" ("Дионис") появившийся на главной улице "смуглый юно-
ша / В венке из виноградных листьев" вовлекает в буйство весь
город. Вот как показан один из центральных фрагментов вакханалии
- драка: "Развернулась как на экране / (кадр) / Кто-то гонится
за кем-то через площадь / (кадр) / Двое лупят парня в кожаной
куртке / (кадр) / Лицо зашедшееся в крике / (кадр)"16. Комментарий
в скобках (с точки зрения стиховой организации - долгая пауза)
усиливает визуальность, сценич- ность и кинематографичность образа.
Так драка становится именно тем, чем и должна быть как часть Дионисий
- зрелищем. Сапгир не доводит внутритекстовую рефлексию до той
стадии, когда, по признанию Л. Рубинштейна, "самоописание" системы
"явля- ется ее неотъемлемым признаком"17, но нередко самый способ
изложе- ния абсолютно неотделим от излагаемого. В стихотворениях
первой по- ловины 90-х годов поэт доводит до совершенства свой
"метод", основные черты которого определяются в сборнике "Форма
голоса" (1990). Ключе- вое стихотворение - "Персональный компьютер"
- вначале восприни- мается как занимательная игра: "1. Текст:
навык тексты работать приоб- ретать / вы быстро необходимый персональный
(см.) / 2. Работая с текстами на персональном компьютере вы быстро
/ приобретаете необ- ходимый навык (см. № 1) / 3. Работая с вами
персональный компьютер быстро приобретает / необходимый навык
(см. Текст) / 4. Вас быстро приобретает персональный компьютер…"18
и т.д. Казалось бы, эксплуа- тация приема упраздняет иерархию
смыслов. Но метод оказывается уди- вительно продуктивным: волнообразное
движение скрывает слова, воз- главлявшие фразу, но возносит на
гребне то, что было второстепенным, и результат одновременно по-своему
логичен и - непредсказуем. Пере- вертыш - обязательный этап движения,
но не завершающий:
сержант схватил автомат Калашникова упер в синий живот и
с наслаждением стал стрелять в толпу
толпа уперла автомат схватила Калашникова-сержанта и стала
стрелять с наслаждением в синий живот
В итоге побочный мотив ("с наслаждением") становится грозной
темой, подчиняющей все остальные: "наслаждение стало стрелять"19.
Следующий за "Формой голоса" сборник носит характерное на- звание
"Развитие метода" и включает в себя стихотворения "Метод" и "Кошка
и саранча (торжество метода)". "Метод" - продукт современного
компьютерного мышления, постмодернистски распространяемого и на
черновики Пушкина, который, по мнению Сапгира, "работает как ки-
бернетическая машина. У него мысль висит на кончике пера. И он
раз- раз-раз-раз, если ему нужно, ищет какой-нибудь эпитет. И
сюда и ту- да"20.
В прозе Сапгира отмеченные особенности выражены слабее, за исключением
одного из последних рассказов - "Бабье лето и несколько мужчин".
В нем текст делится на две равные части: "от автора" и "не от
автора". В авторскую "половину" включен самостоятельной главкой
фрагмент письма Е. Л. Кропивницкого, учителя и друга. Размышления
о характере реализма стихов Сапгира созвучны задушевным авторским
мыслям о жизни и смерти, о существующем и несуществующем; малень-
кая приписочка о том, что лето кончилось и наступила осень, перекли-
кается и с заглавием рассказа, и с лейтмотивом заката-увядания,
а появ- ление имени Кропивницкого (подпись - словно мемориальная
таблич- ка) присоединяет дополнительный мотив памяти.
Во второй части - "не от автора", а от компьютера, на котором
автор работает, - можно обнаружить едва ли не все, из чего состоит
обычная критическая статья: мотивный анализ, определение основного
эмоционального тона, биографический комментарий, выявление прото-
типов, разбор художественных средств. Однако читатель, простодушно
поверивший комментарию и принявший его за объективное мнение,
ис- тину в последней инстанции, ошибется, потому что рядом с "расшифро-
ванным" Валентином Катаевым комментатор посадит парочку Степанов
Щипачевых, да еще перемешает героев с зябликами, лесными клопами
и солеными огурцами; потому что настойчивый рефрен "всех их можно
только пожалеть"21 именно нарочитым акцентированием ставит себя
под сомнение… Впрочем, если читатель совсем не поверит, он тоже
окажется в дураках: в главе восьмой изображен действительно Катаев,
а Степаны Щипачевы действительно многочисленны и трудноразличимы.
А когда компьютер-комментатор приходит к отрицанию логики и признанию
Бога, воображения и метафоры, две половинки рассказа соединяются
в единое целое, и становится ясно: "лирический поэт, по природе
своей, - двуполое существо, способное к бесчисленным расщеплениям
во имя внутреннего диалога"22. Таким Сапгир остается и в своей
прозе.
В заключение можно заметить, что в творчестве Сапгира внутри-
текстовая рефлексия не только не "заворачивает" текст "на себя",
пре- вращая культуру в "змею, поедающую себя с хвоста"23, но,
напротив, служит средством связи с реальностью, актуальной формой
диалога с со- временностью.