Сергей Кузнецов
ПОГОДА БЫЛА ПРЕКРАСНАЯ
В четверг вечером в самом разгаре московского бабьего лета в
самом обыкновенном троллейбусе умер Генрих Сапгир. Теперь его
биография - Лианозовская группа, множество детских стихов и мультфильмов,
первая книга на Западе (1976), первая взрослая книга на Родине
(1989), признание и слава (1989-1999) приобрела законченность.
В России, как сказал Слуцкий, сосватавший Сапгира в детские поэты,
жить надо долго: Сапгир дожил до семидесяти.
В своем смертном возрасте он писал так много, словно
никак не хотел становиться классиком. На фоне его поздних и разнообразнейших
стихов и прозы уже как-то забылись самые первые, принесшие ему
славу:
Вон там убили человека
Вон там убили человека
или
На площади поставлен бюст
Автопортрет
Автофургон
Телефон
Автомат.
За неделю до смерти Сапгир представлял в Георгиевском клубе тексты
лета 1999 года. Теперь оказалось - последние.
Известие о смерти Сапгира застало меня в пестрой разновозрастной
компании. Вдруг выяснилось, что все были с ним знакомы. Кто-то
вспомнил, как в свою бытность детским издателем, он покупал у
Сапгира права на какой-то (так и не вышедший) текст, как классик,
словно обычный человек, торговался и - как обычный же человек
- оживился при появлении бутылки коньяка. Кто-то рассказывал,
как по дружбе привел Сапгира в школу к своему сыну - и школьники
вдохновенно читали на память "Принцессу и людоеда", а довольный
автор ими дирижировал. И когда все уже перешли к обсуждению любимых
стихов, одна дама вдруг сказала: "Генрих Вениаминович умел сделать
так, чтобы женщина кончила от поцелуя. Прямо на улице".
Стихи останутся. А что стихи? Такого Сапгира, о котором вспоминали
мы, больше не будет. Добродушного и доброжелательного. Вдохновенно
читающего стихи. Выделяющегося в любой толпе. Никогда больше не
увидеть его среди слушателей на вечере какого-то поэта, которого
смело можно назвать на фоне сапгировской славы и начинающим, и
неизвестным. Не встретишь ни в "Авторнике", ни в "Георгиевском
клубе", ни в Чеховской библиотеке. Выяснилось: он был едва ли
не самой заметной фигурой московского литературного пейзажа. Московского
пейзажа вообще. И даже умер как-то по-московски - в троллейбусе.
При его виде в голову всегда лезли какие-то анималистские метафоры:
не то Умный Кролик, не то Довольный Кот, не то - его собственный
пудель.
Тот самый, который, и уже не здесь.
11.10.1999
Оригинал: http://www.vesti.ru/culture/1999/10/11/sapgir/
|
|