Генрих Сапгир
АВТОБИОГРАФИЯ
...Я просто очень рано начал читать. И читал, читал. Читал очень
быстро, вряд ли понимая всё, что пробегало перед моими глазами.
Читал всё быстрее, увлекаясь самим процессом мгновенного чтения.
В местной библиотеке серая мышка-библиотекарша с удивлением смотрела,
как я набирал целую стопку книг по трем абонементам: мама и два
взрослых брата-студента. И пусть все мешалось в моем мозгу, это
не мешало мне быть вместилищем самых неожиданных знаний, удивлявших
моих друзей и домашних. Родился я на Алтае в городе Бийске в ноябре
1928 года, который я совершенно не помню, потому что родители
вскоре переехали в Москву, где я живу до сих пор. Жил я в разных
местах Москвы. В детстве весной мы - дети ловили майских жуков,
которые летели и тупо стукались среди садов и коттеджей поселка
Сокола. В юности и молодости обитал чаще в приарбатских переулках.
Жил вместе с моим другом Оскаром Рабиным в Трубниковском во время
войны. Над нами в пустой голодной квартире витали романтические
мечты и настроения. После армии несколько лет обретался жильцом
- в первом московском салоне мадам Фриде, сухощавой энергичной
и привечающей молодежь пожилой дамы. Это рядом - в Борисоглебском
переулке. А уж потом, когда женился, все - возле Савеловского
вокзала. То с одной стороны - с улицы Горького, то с другой -
в конце 3 Мещанской и теперь - на Новослободской. В общем Москву
и подмосковье считаю своей родиной и страной. Алтай, который я
не видел никогда, я все-таки узрел и узнал в очертаниях уральских
гор, пусть они пониже, когда служил стройбате. Четыре года - в
некой котловине, где строился секретный завод и город. А вокруг
все оцеплено, обмотано колючей проволокой - сталинские концлагеря,
в которых томилось несметное количество самого пестрого, самого
обычного русского народа. Народ как народ, только почему-то ходит
в колоннах и овчарки на него бросаются, а что спит в бараках,
так ведь половина страны и мы - солдаты - все жили в бараках.
Написал я тогда множество стихотворений, в том числе и о заключенных,
которые все потом уничтожил и вот по какой причине. Был у меня
друг - ефрейтор, белокурый кудрявый, настоящий артист. Из деревни.
Вместе ходили в Клуб Строительства - в драмкружок. Так вот, вышел
ему перевод в другую часть, выпили мы на прощанье, он и говорит.
" Ты, Генрих, поосторожней будь. Я ведь к тебе приставлен был,
чтобы доносить на тебя." Такая история. Живопись и поэзия. Но
здесь надо снова вернуться в детство. Еще в первых классах я что-то
пробовал писать: в прозе меня вдохновлял Аркадий Гайдар и написал
несколько тетрадей " Гейка и его команда", в поэзии на меня произвела
огромное впечатление 2 часть " Фауста"- своей пестротой, величием
и непонятностью, я стал писать большую поэму, где Свет борется
с Мраком - два великана, и это была какая-то вселенская Весна.
И там была "песня первого Ручья" и песня второго и третьего...
За этим занятием и нашел меня старый поэт и последователь Аннокентия
Анненского Арсений Алексеевич Альвинг ( Смирнов ). Он привел меня
в свою литстудию, которая помещалась в Доме Пионеров Ленинградского
района. Там все были старше меня - юноши. Но занялись мной и учили
меня стихосложению по Шенгели. Там я впервые увидел Льва Кропивницкого.
Он приходил на занятия с этюдником из художественного училища,
и уже носил очки. А потом началась война. Помню, 16 ноября 1941
года. Все бегут из Москвы. По ночам мир сотрясает алый горизонт.
Молотит и молотит. Утром по первому снежку уходят обозы Ленинградским
шоссе через Москву. Устало переступают сельские кобылки. Ведут
пленного - рыжего австрийца. Трамваи стоят. Я, мама, отец, незадолго
до этого раненный в ногу, - хромает в разорванном сапоге - уходим
пешком к вокзалам. В Александрове я прожил до 1944. Ужасно хотелось
в Москву, как-то не по-детски соскучился. Отец и братья на фронте.
По ночам при коптилке читаю Шекспира. Пятитомник, издание Брогкауза
и Ефрона - был у нас дома. А какие иллюстрации! Но однажды собрался
я, положила мама мне в вещмешок две буханки черного. И пошел по
шпалам сначала до Троицко-Сергиевской Лавры, там переночевал на
вокзале - и с первой электричкой в Москву. В Москве узнал, что
мой первый учитель Альвинг умер и завещал меня своему другу Евгению
Леонидовичу Кропивницкому, который преподавал в студии живопись
и рисунок. В тот же день я увидел Оскара: он сидел и рисовал натюрморт
с натуры: птичку и яблоко. Подружились мы сразу и навсегда. И
тогда же обрели нашего Великого Учителя - Евгения Леонидовича.
Поэт, художник и музыкант - он жил в Подмосковье возле Долгих
Прудов: двухэтажный барак на взгорке напротив храма, который построил
Баженов. Там всегда, выйдешь - внизу блестит вода, а вверху -
крест. Все места вокруг - и парк и берег Клязминского водохранилища
мы исходили с ним, беседуя об искусстве, о жизни, о любви - обо
всем. Это была настоящая Долгопрудненская Академия. Под соснами,
в орешнике и кустах бузины. Целая группа молодежи годами приезжала
к Учителю, ничего не скажешь, магнит. И потом, вернувшись из армии,
я встретил там удивительного поэта Игоря Холина, с которым мы
вместе, считай, всю жизнь. Вот почему судьба кружила меня возле
Савеловского: В Долгопрудной жил Кропивницкий, рядом в Лианозово
в бараке - мой друг Оскар Рабин. С шестидесятых в Лианозово стали
приезжать сначала молодые художники и писатели, затем журналисты
и дипломаты - посмотреть на картины, послушать стихи. А с ними
черные "волги" КГБ. В общем назвали нас всех "Лианозовской группой".
Так теперь и записано в истории русского искусства. Меня и Игоря
Холина еще звали " барачными поэтами". И жили в бараках и писали
про это. В конце 50х годов я познакомился с другой группой. Это
были старшие с войны: Борис Слуцкий, Самойлов, Леон Тоом и другие.
Борис Слуцкий имел комиссарский характер. И однажды, уставя в
грудь мою палец, он произнес: "вы, Генрих, формалист, поэтому
должны отлично писать стихи для детей." И тут же отвел меня к
своему другу Юрию Тимофееву - главному редактору издательства
"Детский Мир". С тех пор я и пишу для детей. Все не опишешь, но
не могу не упомянуть о трех литературных скандалах своего времени,
участником и героем коих я оказался. В 1959 году Алик Гинзбург,
юный и румяный, как девушка, приезжал ко мне (я лежал в своей
комнатушке - пенале, меня терзал ревматизм), и объявил, что он
хочет издавать журнал СИНТАКСИС в количестве 10 экземпляров, где
всех нас напечатает. "Только без политики." - напутствовал я с
дивана. "Конечно!" - с готовностью согласился Алик. Но без политики
не получилось. И за первый самиздат пострадал юный издатель. Про
нас всех была напечатана статья в ИЗВЕСТИЯХ "Бездельники карабкаются
на Парнас." Где, как положено, всех заклеймили. Второй скандал
произошел в 1968 году, когда меня приняли в Союз Писателей и поручили
мне работу с молодыми. Я горячо и наивно принялся за дело. Привел
в Союз "смогистов", организовал выставку художника - белютинца.
Но развернуться мне не дали. Танки входили в Прагу. Органы следили
зорко. Меня не то что выгнали, а просто не выдали членского билета.
Я, по-молодости, обиделся и тут же вступил в только что родившийся
Союз Кинематографистов (я писал сценарии), где еще не знали меня
с этой дурной стороны. Третий литературный скандал - это 1979
год, альманах МЕТРОПОЛЬ. Но про него написано достаточно. Я просто
был один из 21 участника этой акции. Были у меня и выставки. В
1975 году мои друзья художники-нонконформисты устроили выставку
на ВДНХ в павильона "Пчеловодство". Захотелось и мне показать
свое творчество. На полотняных спинах двух своих рубашек я начертил
фломастером два своих сонета: "Тело" и " Дух", так и их и повесили
на стене павильона. Недолго они провисели. Начальство повелело
их снять, потому что текст не прошел лит, то есть цензуру. А про
то, что это - образцы визуальной поэзии, никто и не подумал. После
этого в 1976 году в Париже Александр Глезер в издательстве "Третья
волна" издает мою книгу сонетов " Сонеты на рубашках. Первое издание.
С началом перестройки начали печатать и мою лирику. В 1989 году
журнал НОВЫЙ МИР печатает подборку моих стихов. Затем - и другие
журналы и альманахи.С 1987 года я - "выездной". Еду к дочерям
в Париж, приглашают меня в Швецию, Германию, Югославию, Францию,
США и другие страны. С тех пор напечатал несколько книг. Самыми
значительными для себя считаю:
- "Сонеты на рубашках" издания 1976, 1989, 1993г.г.
- "Черновики Пушкина" изд. РАРИТЕТ, Москва 1992г.
- "Избранное" изд. ТРЕТЬЯ ВОЛНА, Москва 1993г.
- "Смеянцы" изд. ПИК, Москва 1995г.
- "Принцесса и людоед" изд. РОМЭН, Москва 1996г.
- книга рассказов "Летящий и спящий" изд. НЛО, 1997г. Москва.
- 1 том из "четырехтомного собрания сочинений" изд. Третья
волна Москва 1999г.
18 мая 1999г.
|